ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ХРИСТИАНЕ НЕ СЛЫШАТ БОГА? "ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели" (Ис 30:15) В моем доме редко бывает тихо. Поэтому, когда мне удается ускользнуть от четверых детей и лающей собаки, чтобы в одиночку выполнить какое-нибудь поручение, я иногда сижу на парковке лишние пять минут. Но слишком часто вместо того, чтобы наслаждаться тишиной, я добавляю шум. Я проверяю сообщения, дослушиваю серию подкаста или отвечаю на электронные письма. Молчание может быть неловким. И оно кажется болезненно непродуктивным. Я не хочу упускать возможность пообщаться с людьми или вычеркнуть что-то из списка дел. Я определенно не хочу иметь дело с глубинными тревогами и страхами, терзающими мою душу, поэтому я заталкиваю их подальше, используя цифровой контент как молоток для игры в «whac-a-mole», чтобы не дать своему раздражению подняться на поверхность. Получение информации — это не плохо. Но в нашей культуре, перенасыщенной контентом, слишком легко заполнить каждый момент или заглушить каждое неприятное чувство каким-нибудь шумом. Однако, как показывает пророк Аввакум, иногда наши умы и души действительно нуждаются в том, чтобы практиковаться в молчании перед Богом. Вот три причины, почему. 1. Молчание может быть актом поклонения. В книге Аввакума мы видим, как пророк сокрушается по поводу зла и насилия, свидетелем которых он стал. Иудея и ее лидеры были коррумпированы, и Аввакум взывал к Богу, жалуясь на то, что Бог ничего не делает с этим. Пророк снова и снова обращался к Богу, задавая вопросы и жалуясь на явное молчание Бога. Затем в Аввакума 2:20 Бог сказал: «Господь же во святом храме Своем; да молчит пред Ним вся земля». Мы можем поспешить высказать Богу все, что думаем, и иногда это нормально — донести до Него свои мысли без цензуры. История Аввакума показывает, что Бог может принять наше разочарование и скорбь, наш гнев и вопросы. Но наступает момент, когда мы должны признать, что Бог — это Бог, а мы — нет. Молчание перед Ним признает наше законное место. Последнее слово остается за Ним, и Он принимает наше поклонение. Ветхозаветные пророки снова и снова призывали народ молчать в присутствии Бога (Нав. 2:20; Заф. 1:7; Зах. 2:13), а проповедник в Екклесиасте сказал об этом следующим образом: «Не будь опрометчив в устах твоих, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом, ибо Бог на небе, а ты на земле. Поэтому пусть слова твои будут немногословны» (Еккл. 5:2). Мы можем поклоняться Богу в тишине, глядя на творение и созерцая величие нашего Создателя. Мы можем прогуляться на улице, решив время от времени отказаться от наушников, чтобы поднять глаза и настроить уши на Того, Кто создал все, что мы видим и слышим. Мы можем включить тишину в наши богослужения и коллективные молитвы, позволяя нашим словам быть немногословными, пока мы почитаем нашего благого и всемогущего Бога. 2. Молчание может выявить наше идолопоклонство. Аввакум возвещает «горе» тем, кто вырезает изображения из дерева и камня. Прямо перед повелением земле молчать перед Богом, Аввакум 2:18-19 говорит, Какая польза от идола, сотворенного, металлического изображения, или изображения человека на холсте, картине, иконе, этого учителя лжи? Ибо создатель его уповает на свое творение, когда делает безгласных идолов! Горе тому, кто скажет деревяшке: проснись; камню безгласному: встань! Может ли это учить? Вот, он обложен золотом и серебром, и нет в нем никакого дыхания. Возможно, мы не вырезаем изображения из дерева и камня. Но слишком многие из нас (включая меня) склонны поклоняться богу светящегося прямоугольника. Мы ищем ответы на наши опасения и утешение в нашей печали в пластиковых и металлических устройствах, расставленных по нашим домам, как наскальные изображения. Удобство экранов требует лишь одного клика, а Алекс, Сири и Алиса, предлагают ответы уже сейчас, поэтому нам слишком легко сделать из технологий идолов. Идолы во времена Аввакума не отвечали (2:18-19). Интересно, не могут ли наши идолы быть еще более опасными, потому что они говорят? Наши идолы, какой бы формы и размера они ни были, не могут научить нас тому, что нам больше всего нужно знать. В них нет дыхания Божьего (2:19), и они не могут отозваться на самые глубокие крики нашей души. Регулярно практикуя молчание по отношению к нашим технологиям и помещая наши цифровые инструменты на их надлежащее место, можно выявить нашу склонность к их идолизации и помочь нам переориентировать наше внимание на истинного Бога. 3. Молчание может быть актом доверия. После того как Аввакум высказал свои жалобы Богу в первой главе, он заявил: «Я встану на сторожевой пост мой и расположусь на башне, и буду смотреть, что Он скажет мне» (Авв. 2:1). Жаловаться Богу бывает легко. Гораздо труднее терпеливо ждать Его ответа. Во многих случаях мы спешим обратиться за решением проблемы к друзьям, экспертам и поисковым системам. И они могут быть полезными и необходимыми ресурсами. Но прежде чем бежать к кому-то другому, обратимся ли мы сначала к Богу? Прежде чем мы попытаемся найти решение для наших проблем, как бы мы выглядели, если бы успокоились и затихли перед Господом? Молчаливое ожидание может выглядеть как длительное размышление над Словом Божьим, прислушиваясь к руководству Святого Духа. Мы можем сидеть в Божьем присутствии в молитве, практикуя поведение Давида, когда он писал, Господи, не возносится сердце мое, не возносятся очи мои высоко; не занимаюсь делами слишком великими и слишком чудными для меня. Но я успокоился и умиротворил душу мою, как отлученное от матери дитя. (Пс. 130:1-2) Молчаливое ожидание перед Богом — это акт доверия, требующий от нас отдать Ему свою волю. В конце 3-й главы Аввакум наконец произносит слова, знакомые многим из нас: «Хотя бы смоковница не расцвела, ни плода не было на виноградных лозах, … но я буду радоваться о Господе; буду веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17-18). Скорее всего, Аввакум не пришел бы к такому доверию, если бы сначала не постоял перед Богом в тишине. Так давайте же помолчим. Давайте ждать и слушать Господа, единственного истинного Бога, Того, Кто слышит, отвечает и предлагает спасение и покой, в которых мы так нуждаемся. "Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился." (Лук 5:15-16) Благословенных молитвы минут, Мыслей души вдохновенных… Взгляд поднимите в небес глубину К звёздным путям сокровенным! Путь преградить не сумеет мороз Благословению свыше – Вас посетит Сам желанный Христос, Вас посетит Сам Всевышний!